?

Log in

No account? Create an account

Как убить хороший бизнес

« previous entry | next entry »
апр. 18, 2013 | 07:31 am

Жила-была довольно крупная розничная торговая компания под названием, скажем, "Качкодзиоб". Ну как — довольно крупная, 300 миллионов долларов в год делала. На торговле продуктами питания.

Важно отметить, что жила эта компания в Москве. И изначально была построена как сеть продовольственных магазинов шагового доступа. А потом на базе этой сети стала торговать через интернет. При этом фишкой бизнеса было то, что товар доставлялся покупателям очень быстро из ближайшего магазина сети (которые потом вообще превратились из магазинов в "точки оформления и выдачи заказов", и на пике у фирмы было их аж 200 штук). На этом "Качкодзиоб" наш хорошо раскрутился и вышел в лидеры интернет-торговли.

А когда он туда вышел, у него возникли обычные для быстрорастущей компании проблемы с управлением и настройкой процессов. Тут подсуетились вендоры и приволокли SAP. Параллельно, видимо, наняли каких-то консультантов и стали укреплять менеджмент, подтащив молодых, образованных, умеющих оптимизировать бизнес эффективных менеджеров.

Ну, консультанты с эффективными менеджерами подумали, посоображали, подняли выученные на МВА кейсы и решили: а что это у нас такая логистика громоздкая? Куча каких-то точек, на которые мы сначала должны завозить продукты, а потом оттуда их развозить. Да мы еще их арендуем, деньги тратим. Неоптимальненько. Концентрация нужна, чтобы косты порезать. А давайте-ка мы отгрохаем огромный логистический комплекс и будем все развозить покупателям сразу оттуда — это ж какая экономия и оптимизация получится!

Ну, на московской земле логистический комплекс строить — никаких денег не хватит, да и места все заняты уже. Так что поискали, посмотрели — и построили за МКАД. В Бутово.

Начали оттуда развозить — благодать, как процессы-то оптимизировались да упростились!

Только вдруг выяснилось, что из Бутово по Москве ехать-то далёконько да долго: пробки в Москве, оказывается. И клиенты с севера столицы по шесть часов ждут, против назначенного-то времени. И недовольны почему-то. И экспедиторы с водителями вдруг разбегаться начали: тяжело работать стало, заказ — кровь из носу — довези, так что рабочий день стал плавно превращаться в рабочие сутки…

Тогда эффективные менеджеры решили, что это информационная система у них несовершенная, барахлит, время доставки неправильно определяет.

И поменяли они информационную систему: еще сильней оптимизировали.

В результате оптимизации да улучшения компания… вообще работать прекратила. Объявили, что с 31 марта до 6 апреля (на самом деле уже 26 марта заказы не принимались). Да что-то не так пошло, и 17 апреля пришлось им объявлять уже, что работа остановилась на неопределенный срок: "Мы завершаем тестирование системы для возобновления работы в полном объеме". Ну да, наша цель — процесс, а не результат.

Правда, говорят, по району Бутово доставка уже функционирует. Вот молодцы-то!

О чем говорит нам эта история?

О том, прежде всего, что хозяева и топ-менеджеры, когда "оптимизировали" компанию, как-то упустили, что "магазины шагового доступа" — были на самом деле ее бизнес-моделью, которая и обеспечивала ее главное конкурентное преимущество: четкую доставку товара в любой район Москвы.

О том, что совмещать радикальные перемены в организации логистики (тем более разрушающие отлаженную бизнес-модель) с радикальной же сменой информационной системы нельзя.

О том, что новую информационную систему не стоит запускать в работу, не "завершив тестирование".

О том, что жизнь сложнее, чем схемы оптимизации бизнеса, предлагаемые на курсах МВА.
Метки:

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {4}

speranza_unica

(без темы)

from: speranza_unica
date: апр. 18, 2013 07:58 am (UTC)
Ссылка

Сегодня тестирую, назначена доставка с 18 до 20, ждёмс :)

Ответить | Ветвь дискуссии

Смартсорсинг

(без темы)

from: smartsourcing
date: апр. 19, 2013 07:01 am (UTC)
Ссылка

Это же SAP. С их стороны было очень самонадеяно думать, что все заработает за неделю.

Ответить | Ветвь дискуссии

Алексей Мариненок

(без темы)

from: Алексей Мариненок
date: апр. 20, 2013 06:17 am (UTC)
Ссылка

Интересно, а кто им SAP внедряет?

Ответить | Ветвь дискуссии

logan_exile

(без темы)

from: logan_exile
date: апр. 20, 2013 07:31 am (UTC)
Ссылка

Сам SAP AG и внедряет, московское представительство.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии